Стратегический арт-менеджмент

Театр и рынок

Пользователи соцсетей наверняка были впечатлены размещенным в youtube видеороликом, на котором посетители и продавцы Зеленого базара в Алматы вдруг хором запели казахскую классику. Конечно, это были переодетые артисты Театра оперы и балета, но как все-таки это здорово звучало в непривычной для высокого искусства обстановке! Необычный флешмоб  был организован по инициативе одного из казахстанских банков и набрал в Интернете более 170 тысяч просмотров.

Впрочем, ничего особенно необычного в акции банка и театра нет – многие из нас время от времени видят в Сети нечто подобное. Элитарное искусство в прямом смысле слова выходит в массы – то всемирно известный оркестр начинает играть в толпе прохожих популярную классическую музыку, то вокруг танцевального ансамбля собирается огромная толпа любителей подвигаться под ритмичные звуки и удивительно виртуозно повторяет веселые па. Чудесное настроение, ни с чем не сравнимое удовольствие от соприкосновения с искусством, желание обязательно и в самое ближайшее время посетить концерт творческого коллектива уже в стенах театра или концертного зала – вот только некоторые итоги неожиданной встречи зрителя и слушателя с настоящим искусством.

О том, как организуются подобные акции, участникам семинара-тренинга казахстанских арт-менеджеров рассказала Гаухар Сатпаева. А проводила этот очень важный семинар специалист из Германии Каролин Савчук. Она обучала наших менеджеров от искусства принципам расширения аудитории и привлечения новой публики в театры, галереи, кино, музеи…

Кроме 20-летнего опыта в секторе культурной индустрии Каролин имеет соответствующее образование университета Пассау, а также диплом тренера по коммуникациям Берлинского университета имени Гумбольдта. Тем не менее она не побоялась признаться:

— Главной трудностью, если не вызовом, было для меня разработать такой тренинг, который отвечал бы потребностям арт-менеджеров совершенно разных  культурных направлений – театрального, галерейного, выставочного, музейного, фестивального искусства и ремесленничества.

Двухдневный семинар-тренинг «Стратегический менеджмент и развитие аудиторий в культурных и креативных проектах» организовал общественный фонд «Центр творческих инициатив Cultural Dialogue» в партнёрстве с Институтом Гете и ПРООН. Сегодня и в нашей республике всё громче звучат такие вопросы: как воспитать своего зрителя, какими инструментами его привлечь, как развивать грамотную, адекватную в плане восприятия ёмкой культурной продукции аудиторию?

Непростую науку на этот раз постигали не только продвинутые деятели культуры южной столицы, но и мастера-ремесленники из Кызылординской и Мангистауской областей. Как справедливо заметила координатор по программам Департамента эффективного управления и территориального развития ПРООН Малика Коянбаева, арт-менеджерам из сельской местности наиболее трудно даётся продвижение своей продукции в широкие массы.

— Им сложнее решать триединую задачу: с одной стороны, соответствовать запросам современной публики, с другой – сохранять самобытность и своеобразие в своём развитии, а с третьей – обеспечивать доходы сельским мастерам.

Талант нуждается в опеке

Жанна Мамбетова, возглавляющая фонд Cultural Dialogue, уверена, что таланты наших соотечественников – артистов, художников, писателей – и профессионализм наших арт-менеджеров обязательно найдут выход в формировании и устойчивом развитии культурной индустрии нашей республики, несмотря на то, что «пока мониторинг культурных процессов среди казахстанской молодёжи систематически не ведется»:

— Однако мы придём к этому в рамках глобального тренда, – говорит Жанна. – Сегодня в развитых странах культурный сектор обеспечивает работой больше молодёжи, чем любой другой сектор экономики. Это связано с тем, что именно творческие специальности дают возможность молодым создавать среду, в которой они хотят жить, работать, учиться, где они думают, изобретают и творят.

В нашей стране пока Алматы остаётся центром развития культуры и задает тон другим регионам страны. Здесь постоянно возникают творческие проекты, в которые вовлекается молодёжь. Причём проекты не только классического направления, но и гораздо менее развитых у нас форм –  фестивалей, перфомансов, контемпорари, передвижных выставок и музеев и тому подобного.

Наш фонд лишь недавно начал развивать обучение арт-менеджеров – людей,  ответственных за развитие и продвижение творческих проектов. Ведь только 50% успеха объясняются талантом художника, исполнителя, актёра,  остальные 50 – это работа по изучению потребностей рынка, привлечению средств и искусство правильной подачи творчества.

Не все знают, но в южной столице существуют неформальные ежемесячные встречи арт-менеджеров, называемые Art Cluster. Там мы обсуждаем свои проблемы, делимся опытом. Именно на этих наших тусовках мы сообща пришли к выводу о необходимости изучения и использования зарубежного опыта в стратегическом менеджменте, развитии аудитории, маркетинге культурных и творческих проектов. Так возник наш фонд Cultural Dialogue, поставивший конкретную цель – готовить крепкие кадры отечественных арт-менеджеров.

Семинар Каролин Савчук – второе мероприятие на пути к этой благой цели: месяцем раньше, в октябре, при поддержке Фонда Первого Президента мы провели мастер-класс «10 PR-шагов: сделать творческий проект узнаваемым». Причем он был абсолютно бесплатным для участников, так же как и нынешний. Думаю, со временем, постепенно у нас  в стране будет сформирована культура постоянного обновления знаний в такой важной сфере, как индустрия культуры. И казахстанские арт-менеджеры будут постоянно искать информацию о таких семинарах.

Тернистый путь к успеху

— Жанна, а каковы основные принципы продвижения любого проекта?

— Они начинаются с целей, задач и понимания целевой аудитории. Иначе это будет стрельба вхолостую. Без такого подробного анализа менеджеров творчество художников не найдёт своего зрителя. Безусловно, без качественного репертуара и талантливой игры актёров театру успехов не добиться, но это фундамент, на котором выстраивается продвижение, продажи и воспитывается зритель. Кстати, на мастер-класс «10 PR-шагов» мы пригласили и отечественных PR-менеджеров, которые рассказали об успешных кейсах. К примеру, Дарья Ли из фонда Almadeniet поделилась опытом продвижения «Музея музыкальных инструментов». У многих обывателей только слово «музей» вызывает зевоту, но команда музея смогла не просто создать очень содержательную и интересную экспозицию, но и атмосферу праздника, музыки, новых знаний. Это позволяет постоянно привлекать зрителей, что ведёт и к коммерческому успеху учреждения культуры.

Алипа УТЕШЕВА,

фото Марины Константиновой

Источник: http://www.baiterek.kz/node/2709

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *