Digital marketing in art management

ЖасStar 2017: цифровые технологии для арт-проектов

Поражаешься прозорливости писателей Серебряного века, их умению увидеть будущее, стать вровень с ним. Николай Гумилев, отец первого евразийца Льва Гумилева, сто лет назад одной лишь фразой предрек наш XXI век, указав, каким станет вектор движения, когда во главу угла будет поставлена цифра, «потому что все оттенки смысла умное число передает». Мы не случайно сегодня говорим об этом: цифровизация пронизывает нашу жизнь, будь то экономика, здравоохранение, наука или творческий процесс. Она становится ключевым фактором развития, о чем говорил глава государства в своем послании народу Казахстана.

Тема новейших цифровых технологий стала одной из фишек международного форума творческой молодежи ЖасStar 2017, который проходит в эти дни в Алматы. Его проведение инициировал Фонд Первого Президента Республики Казахстан. Проводится фестиваль уже восьмой раз, однако нынче он стал не только праздником культуры и вдохновения, но и полигоном пытливой мысли молодых. Центр творческих инициатив Cultural Dialogue организовал лекцию для студентов «Цифровые технологии для арт-проектов» и семинар-тренинг для практикующих молодых арт-менеджеров «Цифровое искусство. Цифровой маркетинг». Провела их опытный специалист из Канады, международный консультант и тренер по стратегическому управлению в культурных и творческих индустриях Лидия Варбанова.

Это надо было увидеть и услышать. Мероприятие длилось целый день, с десяти утра до шести вечера с кратким перерывом на кофе-брейк, но оставило ощущение полетности, поразительного созвучия высокого интеллекта и энтузиазма, свойственного молодым. Человек мог заглянуть сюда как бы походя, на минуту, но тотчас становился соучастником события, которое вовлекало его в свою орбиту, как бы открывало перед ним новые горизонты и возможности.

Нам удалось взять небольшое интервью у человека, сотворившего этот удивительный диалог. Хотя все было не столь безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Гостья из Канады тотчас оговорила жесткие условия:

– Надеюсь, нам хватит пяти минут для интервью?

– Минимум – полчаса.

– Хорошо: десять минут.

– Двадцать.

Сошлись на пятнадцати. Причем регламент был выдержан с точностью до минуты. Комментарии, думается, излишни.

И в качестве преамбулы к интервью несколько слов о нашей гостье. Лидия Варбанова – доктор экономических наук. Имеет 20-летний опыт преподавания по стратегическому управлению, культурной политике, финансированию, маркетингу и предпринимательству в области искусства. В качестве консультанта, педагога и исследователя известна в 55 странах мира. Ее тренинги рекомендованы ЮНЕСКО. Автор книг «Стратегическое управление в области искусства» (2013 г.) и «Международное предпринимательство в области искусства» (2016 г.).

– Что вас подвигло проделать столь дальний путь – через Атлантику в Центральную Азию, в Алматы?

– В Центральной Азии я работаю уже много лет, с начала двухтысячных. Последние проекты были связаны с Таджикистаном, с тренингами для школьных учителей. Несколько раз я была в Кыргызстане. И в Казахстане, конечно. Я люблю этот регион. Мне интересны ваш менталитет и ваше искусство.

– Канада – страна высоких технологий. А как вам видится в этом аспекте Казахстан? У вас нет ощущения, что вы приехали во вчерашний день?

– Нет. Ваши молодые люди, что называется, в тренде времени. Новые технологии для них естественны как дыхание. Конечно, не для всех, но для очень значительной части. Так что мы разговариваем с ними, так сказать, на одном языке. У вас есть свои вполне продвинутые IT-специалисты.

– То есть вы не испытываете трудностей, пропагандируя ваши технологии?

– Увы, я не пропагандирую, я просто пытаюсь объяснить преимущества цифрового маркетинга и дать примеры его оптимального использования. Эти технологии жизненно необходимы сегодня и для популяризации арт-продукции в зрительской аудитории, и для продвижения на рынке. Вариантов использования этих технологий очень много, и все их надо по возможности брать на вооружение, исходя из конкретных условий Казахстана. Но, используя новые технологии, надо следить за тем, чтобы не страдало качество арт-продукции.

– Доступны ли технологии, о которых вы говорите?

– Конечно, они и доступны, и многообразны, надо лишь умело использовать их в той творческой сфере, в которую вы погружены. Да, приобретение некоторых из них требует значительных финансовых затрат, но рынок есть рынок. Скажем, голограмма на сцене – это действительно дорого, но она дает постановщику небывалые возможности. Здесь, на форуме, прозвучала мысль, что в ближайшем будущем сотрудничество цифровых технологий с креативным и культурным потенциалом станет источником создания новых рабочих мест и новых рынков, повышения конкурентоспособности стран. Уже сегодня культурная и креативная индустрия является третьим по величине работодателем в Евросоюзе и обеспечивает работой больше молодежи, чем иной сектор экономики. Уже ни для кого не секрет, что цифровая революция трансформирует культуру, как и другие аспекты нашей жизни. Благодаря ей вырос уровень культурной и креативной активности, появились новые формы взаимодействия с аудиторией, изменились процессы производства и распространения творческих продуктов. Это надо принять как непреложную данность. К тому же этот поезд не остановить.

– Насколько это все касается Казахстана?

– Глобальные инновационные процессы, происходящие в мировой культуре, не могут не оказывать влияния на развитие независимых творческих проектов в Казахстане. Сейчас любая стратегия, реализуемая арт-менеджерами культурных учреждений, должна включать в себя наряду с оффлайн также и онлайн-стратегию. Поэтому обучающие встречи, подобные нашей, являются важными для получения самого передового опыта в этой области и развития культуры и искусства Казахстана в целом.

– И последнее. Мы человека живого не потеряем при этом?

– Проблема серьезная. Но время неостановимо. Уже есть гуманоиды-роботы, почти полное подобие человека. Есть аватары, опять же подобие, существующее лишь в виртуальном мире. К тому же есть голограм­мные технологии, позволяющие как бы возродить актера, давно ушедшего из жизни. Повторяю: проблема серьезная, тут предсказывать что-либо сложно. Однако хочется верить, что человеческая цивилизация сумеет себя сохранить. Я почему-то уверена, что и в XXII веке люди останутся людьми.

Автор: Адольф Арцишевский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *